25 когнитивных упражнений для пластичности мозга

3.Этапы выполнения любых работ

В норме выполнение любых работ или физических упражнений, интеллектуальный и механический труд включают несколько этапов:

  • Адаптация. Начало любой деятельности происходит при волевом усилии, и в первые 20-30 минут работоспособность нарастает по мере адаптации организма к нагрузкам;
  • Компенсация. Продолжительный период высокой работоспособности. По мере утомления максимальная работоспособность поддерживается волевым усилием до двух часов.
  • Неустойчивая компенсация. На фоне объективных признаков утомления работоспособность то снижается, по возвращается на максимальный уровень. Продолжительность этого периода сильно варьирует и зависит от рода деятельности, характера и интенсивности нагрузки;
  • Снижение работоспособности. Интенсивный спад выносливости. Субъективное ощущение сильной усталости. Неэффективность волевой поддержки продолжения деятельности.

Эта схема включения в работу и осуществления деятельности может в значительной степени нарушаться под действием внешних и внутренних факторов. У многих людей снижение работоспособности носит регулярный характер в течение дня (утром, к вечеру, в обеденное время). Также отмечаются сезонные колебания работоспособности.

Если рассматривать в качестве изучаемого периода всю продолжительность жизни человека, то естественной является низкая работоспособность в детстве и пожилом возрасте, а пик работоспособности приходится на ранний и средний зрелый возраст.

Однако, замечено, что у многих людей даже в старческом возрасте в некоторых видах деятельности сохраняется работоспособность выше среднего уровня (интеллектуальный или творческий потенциал, длительная выносливость при выполнении монотонных операций, способность к концентрации внимания).

Об аномальном снижении работоспособности можно говорить в тех случаях, когда в течение продолжительного периода повторяется следующий феномен: пик активности не обеспечивает тех результатов, которые обычно наблюдались при подобных нагрузках, или их достижение требует существенно больших затрат времени и усилий

На длительное снижение работоспособности следует обязательно обратить внимание, т.к. хроническая нарастающая усталость служит симптомом-предвестником целого ряда соматических и психических заболеваний

Так, например, онкологические заболевания лавинообразно снижают работоспособность и выносливость, а тяжелая клиническая депрессия может манифестировать жалобами на отсутствие сил и внутренней энергии.

На фоне гиподинамии и снижения физической активности современный человек подвергается колоссальным психоэмоциональным и (особенно) информационным нагрузкам, к которым эволюционно не готов. Даже при отсутствии заболеваний, разнообразном питании и стремлении поддерживать физическую форму – нередки случаи снижения работоспособности и витального тонуса в целом. Синдром хронической усталости развивается по своеобразному «замкнутому кругу», поскольку объективная неспособность выполнять (на прежнем уровне продуктивности) привычные человеку функции влечет за собой вполне закономерное снижение настроения, самооценки, мотивации и, уже как вторичное следствие – спад работоспособности.

Методы тренировки памяти

Разработаны стратегии, упражнения для тренировки памяти пожилых людей, позволяющие предотвратить и замедлить ухудшение интеллектуальных способностей.

Получайте новые знания в научных дисциплинах

Высокий уровень образования, продолжение академического обучения обеспечивают лучшее умственное функционирование в пожилом возрасте. Сознательное, целенаправленное расширение багажа знаний позволяет сохранить сосредоточенность внимания, крепкую память. Регулярная умственная работа, связанная с освоением новой информации, способствует образованию и сохранению нейронных связей в головном мозге.

Тренируйте органы чувств

Обращайте внимания на формы, цвета, звуки, запаха. В конце дня постарайтесь визуализировать картинки во всех сенсорных модальностях. Вспомните, какой выдающийся сюжет видели, какие звуки окружали событие, какой стоял аромат. Попытайтесь воспринять объект непривычным путем. Например, постарайтесь отгадать ингредиенты на вкус, пробуя блюдо с закрытыми глазами. Активируйте тактильные ощущения. Например, угадайте предмет по текстуре материалов, форме.

Не допускайте бесполезных трат умственной энергии

Привычка размещать вещи в определенные места, отсутствие беспорядка экономит ресурсы, затрачиваемые на вспоминание. Соблюдайте распорядок дня. Заранее планируйте время, составляйте список дел, встреч, занятий. Отсутствие хаотичности, понимание последовательности действий, четкая структура дня избавляет от волнений, суетливости, сохраняя психическую энергию. Избавьтесь от отвлекающих факторов, например, загромождения рабочего стола ненужными предметами, чтобы сосредоточиться на достижении поставленной задачи.

Повторяйте

Произносите вслух или запишите информацию, которую хотите запомнить. Каждый раз, когда услышите или прочитаете важную фразу, осознаете значимую мысль, проговорите идею или зафиксируйте на листе бумаги. Давайте комментарии произведенным действиям, например, скажите вслух: «Я положил кошелек в маленькую, черную сумку».

Закрепляйте знания

Повторяйте изученную тему. Чтобы информация отложилась в долговременной памяти, требуется повторение. Например, после занятия английским утром сделайте перерыв, через час повторите новую лексику. Вечером постарайтесь сказать вслух или записать изученные слова.

Используйте мнемотехнику

Мнемонические приемы облегчают запоминание новой информации, расширяют объемы памяти. Методы основаны на образовании ассоциаций. Например, при запоминании новых слов создайте яркий образ, объедините их в единую картину, наполните визуализированный сюжет эмоции.

Играйте

Займитесь игровой деятельностью, с которой ранее не были знакомы. Играйте в интеллектуальные игры, которые включают элементы стратегий, например, шахматы. В компании играйте в словесные игры, например, «Как сделать из мухи слона». Задача игроков – составлять метаграммы (слова, отличающиеся одной буквой), превращая постепенно исходное слово в заданное заданием (например, превращение слова «муха» в «слон» происходит в 16 этапов).

Углубите знания

Проверьте, насколько хорошо владеете ранее приобретенными знаниями. Повысьте уровень образования. Например, если в школе увлекались географией, проверьте, сколько морей можете показать на карте. Почитайте научную информацию, посмотрите документальные фильмы, углубляющие знания о водных ресурсах.

Очистите мозг от лишнего, заполните полезным

Откажитесь от загромождения мозга бесполезной, вредной информацией. От переработки огромного потока новостей, льющихся с экранов телевизоров и социальных сетей, истощаются психические ресурсы. Избегайте просмотра унылых сериалов, приводящих к хандре.

Ищите полезные источники информации на просторах Интернета. Отдавайте предпочтение образовательным проектам, историческим лентам, научным передачам, авторским тренингам. Сделайте привычкой – вкладывать в мозг полезные сведения, не засорять его хламом.

При желании расслабиться, испытать яркие эмоции, посмотрите комедии, сходите в театр на достойный спектакль, полюбуйтесь представлением в цирке, посетите музей. Если ограничены в финансах, устройте пешую экскурсию по городским достопримечательностям. Постарайтесь узнать новую информацию о зданиях, памятниках. Поделитесь впечатлениями с близкими.

Витамины для ума

Один из способов, как повысить умственную работоспособность – пополнить ресурсы тела за счет нейротропных витаминов. Они показаны относительно здоровым людям, чье питание, к сожалению, далеко от идеального и может не содержать всего объема необходимых ему компонентов. Подберите комплексы в состав которых входят:

  • Бета-каротин (предшественник витамина А). Он обладает нейропротекторным свойством, защищает клетки от преждевременной гибели
  • Витамин В1. Обладает нейропротекторным эффектом, помогает в поддержании ясного сознания, стимулирует память
  • Витамин В6. Он обладает антидепрессивными эффектами, помогает поддерживать концентрацию внимания
  • Витамин В9. Стимулирует кроветворение, помогает защищать мозг от ишемии и инсультов
  • Витамин В12. Он также участвует в кроветворении, кроме того, снижает риск развития болезни Альцгеймера.
  • Витамин С (он же – аскорбиновая кислота) – мощный антиоксидант, защищает сосуды мозга, тормозит процессы дегенерации
  • Витамин К. Он помогает сохранять текучесть крови и ускоряет обработку всех сигналов, поступающих к мозгу.

2 Почаще визуализируй полученную информацию

Визуализация информации — это очень нужное умение, которое напрямую влияет на работу мозга человека. Польза этого метода описана в исследовании ученых из Гарвардской медицинской школы. Руководитель проекта нейробиолог Альваро Паскаль-Леон провел эксперимент, в котором поучаствовали добровольцы, разделенные на две группы.

Одну группу учили играть на настоящем фортепиано, а другой предлагали просто представлять, как они музицируют. В итоге оказалось, что у участников обеих групп область двигательной коры мозга, отвечающая за движение пальцев, увеличилась одинаково. Получается, те, кто просто визуализировали музыкальный опыт, точно таким же образом задействовали свой мозг, как и те, кто играли по-настоящему. 

Этот эксперимент доказывает, что визуализация тех или иных событий помогает прокачивать наш мозг и использовать его возможности. 

4 Помни о питании для мозга

Питание напрямую влияет на наши когнитивные способности, поэтому мы не должны игнорировать важность этого аспекта. Известно, что работа мозга довольно сильно зависит от уровня глюкозы в крови

Именно поэтому во время напряженной интеллектуальной деятельности нам нередко хочется съесть шоколадку или выпить газировки.

Более того, поедание любой вкусной еды приводит к выработке гормона допамина, заставляющего нас чувствовать себя удовлетворенными. 

Однако в еде важен не только вкус, но и польза

Поэтому не стоит уделять все внимание мозгу, забивая на такой важный орган, как желудок. Ему нужна разнообразная и здоровая диета, чтобы поддерживать весь наш организм в тонусе. 

Не забывай про орехи, авокадо, жирную рыбу, а также старайся добавлять в еду турмерик и розмарин

Отдельное внимание стоит уделить средиземноморской диете, которая считается самой здоровой. Одним словом, советуем подходить к питанию осознанно. 

Стресс

При кратковременной стрессовой ситуации организм вбрасывает в кровь гормоны адреналин и кортизол. Резкий гормональный всплеск в течение короткого времени устраняет самые неприятные последствия воздействия стресса, приводя в норму гомеостаз, но на протяжении нескольких лет хронического стресса гормоны отравляют организм. Тонко настроенная система выходит из-под контроля. При длительном воздействии избыток адреналина приводит к нерегулируемым перепадам кровяного давления, в результате чего на поверхности кровеносных сосудов образуются шероховатости, которые затем превращаются в шрамы, а в крови образуется вязкая субстанция, закупоривающая артерии.

Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению.

Люди, страдающие от стресса, не демонстрируют выдающихся способностей в математике, не очень успешно обучаются языкам. Их память гораздо слабее, чем у других.

Им трудно сосредоточиться. Сильный стресс приводит к повреждению тканей головного мозга. Гормоны стресса могут победить естественную защиту организма и полностью отключить ее. Успех в управлении стрессом связан с восстановлением контроля в жизни. Для того чтобы выявить проблемы, вызванные стрессом, следует выяснить, когда человек чувствует себя беспомощным.

Начинать противостоять негативному влиянию стресса автор предлагает с создания стабильной домашней атмосферы и курсов семейной терапии. Джон Медина призывает создавать программы совместными усилиями ученых, работающих в области исследования мозга, и специалистов системы образования. 

Способ стимуляции мозга путём изменения рациона

Как увеличить активность мозга с помощью питания? Существует традиционный и парадоксальный способы.

  1. Традиционный способ связан с употреблением в пищу «продуктов для мозга». К таким традиционно относятся:
  • Омега-3-содержащие продукты – жирная рыба, льняное семя и масло, орехи, зародыши пшеницы и других злаковых,
  • антиоксидантные продукты – печень (витамин А и цинк), овощи (витамин С), кисломолочные продукты (глитатион), вино и др.
  • кофе в сочетании с зелёным чаем – в таком сочетании, высокая умственная активность может сохраняться весь день без негативных последствий.
  1. Парадоксальный способ предполагает применение кратковременного голодания. Это экстремальный способ, рассчитанный на тактические необходимости, который основывается на идее учёных Йельской медицинской школы. По их мнению, умственная активность становится высокой, если мозг будет «думать», что организм нуждается в еде, и от такой активности зависит, получит ли он питание. Эта эволюционная зависимость была подтверждена опытами на голодных мышах, которые демонстрировали большую сообразительность, чем их сытые собратья.

Безрецептурные стимулирующие препараты

Кроме продуктового «допинга», существует ряд препаратов, которые можно купить в аптеке. К ним относятся безобидные источники витаминов и микроэлементов, успокоительные (в том числе растительные) и ноотропы (стимуляторы высшей нервной деятельности).

На последних давайте остановимся подробнее. После выхода в 2011 году фильма «Области Тьмы», где главный герой разгоняет мозг киношными аналогами ноотропов, эта тема стала очень популярной среди людей, стремящихся улучшить свои умственные способности, и покупки ноотропов резко возросли.

В интернете и даже на нашем сайте можно найти отзывы на подобные препараты с описанием их положительного эффекта. Но к ним нужно относиться крайне настороженно. Во-первых, ноотропы не выделены в отдельный класс в международной классификации лекарственных средств — их объединяют с психостимуляторами. Во-вторых, даже в зарубежных изданиях на сегодняшний день не существует неаффилированных «чистых» исследований, которые подтвердили бы их эффективность. Так что выбирая данные препараты в качестве стимуляторов, вы идете на осознанный риск.

Тип препаратов Примеры Ожидаемый эффект Опасность
Ноотропы

Ноофен

Луцетам

Мексидол

Фенотропил

Повышение трудоспособности.

Улучшение памяти и обучаемости.

Устранение психоэмоцинального напряжения.

Стимуляция мозгового кровообращения.

Головные боли.

Повышение тревожности.

Нервознось.

Гипертония.

Панические атаки.

Усиление потоотделения.

Инсульт.

Аминокислоты и витамины

L-таурин

Ацетилхолин в капсулах

Фолиевая кислота в таблетках

Витаминные комплексы

Повышение скорости реакции и уровня энергии.

Облегчение концентрации внимания.

Улучшение памяти.

Понижение давления.

Перевозбуждение.

Истощение нервной системы.

Повышение тревожности.

Тошнота.

Аллергические реакции.

Успокоительные

Глицин Д3

Глицисед

Седаристон

Алвоген

Антидепрессанты

Снижение уровня стресса и нервозноти.

Расслабление.

Седативный эффект.

Улучшение настроения.

Сонливость.

Заторможенность реакций.

Рассеянность.

Депрессия.

В таблице приведено лишь несколько безрецептурных примеров. Для лучшего выбора стимулирующих препаратов проконсультируйтесь с врачом.

Также, покупая в аптеке препараты, внимательно читайте состав и обязательно убедитесь, что вы берете не гомеопатическое лекарственное средство — даже если его рекомендует врач. Дело в том, что гомеопатия не сможет вам помочь, так как действующего вещества в ней либо вообще нет, либо % близок к нулю. Отсутствие эффективности таких препаратов подтвердила и Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований — вы можете подробно ознакомиться с фактами в меморандуме о лженаучности гомеопатии.

Проявления мозговой активности

Мозговая активность проявляется электрическими колебаниями – ритмами головного мозга, среди которых выявляют порядка 8 типов колебаний – от альфа- до тау-ритма.

Альфа-ритм регистрируется в состоянии покоя и при расслабленном бодрствовании

Как только увеличивается функциональная активность головного мозга, альфа-колебания начинаю затухать вплоть до исчезновения.
Бета-волны «отвечают» за высшие когнитивные функции, память, внимание. Угасают при двигательной активации или тактильной стимуляции.
Гама-ритм фиксируется при решении интеллектуальных задач, требующих полного сосредоточения внимания.
Дельта-ритм регулирует восстановительные процессы мозга (во время сна)

Чрезмерное усиление дельта-волн почти всегда связано с нарушениями внимания, памяти и других когнитивных функций.
Тета-волны проявляются в момент перехода расслабленного бодрствования в сонливость.
Капа-ритм, возникая в височных областях, проявляется при подавлении альфа-ритмов в других областях мозга в процессе умственной деятельности.
Мю-колебания наблюдаются только у 10-15 % людей. Возникает при повышенной активности мозга и психическом напряжении.
Тау-ритм становится ответом на блокаду звуковых сигналов.

Чтобы оценить состояние человека и его умственную активность, необходимо учитывать соотношение ритмов. Так снижение альфа-колебаний при закрытых глазах с одновременным увеличением бета-активности может говорить о психоэмоциональном напряжении и тревожности. Снижение альфа-активности при закрытых глазах с повышением тета-ритмов становится признаком депрессии.

Симптомы возрастной депрессии

Чем старше возрастная группа, тем чаще в ней регистрируется депрессия и деменция (старческий маразм). Часто пожилые пациенты нашей клиники жалуются на такие симптомы:

  1. Негативный взгляд на предметы и события жизни. Пожилой человек выражает недовольство молодежью, властью, погодой. Все, что было раньше — хорошо, а то, что есть сейчас — плохо.
  2. Постоянные обиды, особенно на близких людей, чувство «нанесенного ущерба». Пожилой член семьи необоснованно упрекает близких в том, что его все бросили, хотят что-то отнять, его не любят, и он никому не нужен, что против него что-то замышляют и хотят ему навредить. Это не поведенческий эгоизм или «вредность характера» – а симптом сосудистой болезни мозга (деменции или старческого маразма).
  3. Нарушение способности к интегративным функциям мозга — вспоминанию, запоминанию, мышлению. Чаще страдает память на недавние события, а события многолетней давности помнятся хорошо.
  4. Сердечно-сосудистые приступы на почве малейшего стресса. Маленький раздражитель воспринимается, как большой, а выделившиеся стрессорные гормоны «бьют» по сосудам, отсюда срыв ритма сердца, гипертонический криз или сердечный приступ.
  5. Боли в спине, суставах, ногах, голове. На фоне депрессии всегда снижается болевой порог и небольшие боли от артроза и остеохондроза воспринимаются ярче.

Если Вы видите такие симптомы – обращайтесь за помощью к неврологу и психиатру. Возможно, клетки мозга гибнут ежедневно и большом количестве, и ждать опасно. В то же время, если вовремя взяться за лечение – результаты его могут быть весьма ощутимыми. Мы часто наблюдаем случаи быстрого, в течение 1-2х месяцев, преображения пожилых людей в энергичных, позитивных, активных и внутренне молодых. Значительно спокойнее ведут себя артериальное давление и сердце.

Вопрос №6. Что такое SUV?

SUV (Standardized Uptake Value, стандартизированный уровень захвата) – это величина, отражающая интенсивность накопления РФП в зоне интереса, например, в опухоли.

Показатель SUV рассчитывается программным комплексом автоматически и измеряется в различных единицах. В нашем Центре, как и в большинстве отечественных и зарубежных медицинских учреждений, где проводится позитронная эмиссионная томография, в качестве единиц измерения показателя SUV принято использовать г/мл (g/ml).

Данные ПЭТ/КТ с 18F-ФДГ. Оконтуривание метаболически активной злокачественной опухоли левого легкого для измерения показателя SUV. В данном случае величина SUV в опухоли определяется на уровне 13,52 g/ml.

Упражнения для детей

  1. Непривычное рисование.Одновременно правой и левой рукой рисовать одинаковые рисунки.

Что дает: развивает моторику, улучшает пространственное восприятие, синхронизирует полушария мозга.

  1. Кулак – ребро – ладонь.Выполнить поочередно 3 движения: сжать ладонь в кулак, поставить ребром на стол, положить ладонью вниз. Сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно.

Что дает: активизирует процессы чтения и письма, повышает концентрацию, улучшает мыслительные процессы.

  1. Восьмерки.Рисовать в воздухе перед собой восьмерки – от центра по часовой стрелке, а потом против. Следить за движениями только глазами, не поворачивая голову.

Что дает: активизирует мыслительные процессы, снимает лишнее напряжение, подготавливает к восприятию визуальной информации.

  1. Слон.Стоя, немного согнуть колени, наклонить голову к плечу, вытянуть руку вперед и рисовать ею в воздухе восьмерки – от центра против часовой стрелки. Выполнить поочередно каждой рукой.

Что дает: запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.

  1. Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей.

Что дает: помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.

Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия по ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.

Образ жизни

7) Недавнее исследование, проведенное в университете Тель-Авива, подтверждает вывод о вреде курения для мозговой активности. Исследователи измерили IQ у 20000 мужчин в возрасте от 18 до 21, поступивших в израильскую армию. У тех, кто выкуривал более 1 пачки сигарет, усредненный показатель оказался на нижней границе нормы (90 баллов), а средний бал среди некурящих -101 (при максимально возможных 116 балах).

8) Не экономьте на сне. Высыпаться – значит дать мозгу отдохнуть. Люди, которые хорошо высыпаются, лучше и быстрее перерабатывают визуальные сигналы, поступающие в их мозг.

9) Немного медитации и других приемов, снижающих стресс – весьма полезно для мозга.

10) Ученые сравнили сексуально активных крыс с крысами, которым позволяли сексуальный контакт лишь 2 раза в месяц. У более активных крыс выявили не только повышенное число нейронов в мозге, особенно в зонах, отвечающих за управление памятью, но и больше связей между этими клетками, чем у крыс из второй группы. Хотя открытие было сделано на крысах, ученые сочли справедливым перенести эти выводы на человека, объяснив, что регулярные сексуальные контакты понижают уровень гормонов стресса и тревоги.

11) Любое воспаление неизбежно приводит к снижению мозговой активности. Поэтому привычка переносить болезнь на ногах, игнорируя рекомендации врачей, играет в этом случае против вас. Шведские ученые доказали, что воспалительный процесс в организме негативно влияет на умственную деятельность. Поэтому профилактика и своевременное лечение воспалительных процессов – еще один важный способ помочь мозгу лучше справляться со своими функциями.

7 Научись высыпаться

Ни для кого не секрет, что правильный сон — это полезная привычка, которая оказывает положительное воздействие на весь наш организм. Причем для мозга хороший сон особенно важен.

Наверняка ты замечал, что сон меньше пяти часов притупляет наше мышление, и в течение дня мы ведем себя, как с похмелья (то есть ничего не понимаем). Кроме того, нет ничего хорошего в слишком продолжительном сне, после которого мы не можем долго отойти.

Таким образом, высыпаться надо правильно. Эксперты советуют отдыхать в темной комнате и просыпаться вместе с дневным светом. Считается, что свет проникает через веки и посылает сигналы мозгу о грядущей активности. Более того, это напрямую влияет на уровень кортизола, который в момент пробуждения влияет на то, как мы будем чувствовать себя в течение дня. 

Как мы уже неоднократно говорили, старайся спать от семи до девяти часов, и этого будет уже достаточно для нормальной работы мозга.

Топ-5 «психологических»

Чтение

Чтение – метод интеллектуального развития, работающий с детства до глубокой старости. Для более эффективной тренировки кратковременной памяти обычно советуют выбирать стилистически витиеватые тексты с большим количеством сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. В таких текстах читатель должен удерживать всю конструкцию в голове, что стимулирует работу мозга, способствует укреплению и активизации памяти. Но принципиальным здесь является сам факт регулярного ежедневного чтения.

Ведение дневника

Рукописное ведение дневника должно как активизировать творческий потенциал, так и тренировать память, если все значимые события дня записывать с сохранением технических подробностей и нюансов восприятия. Если в дневниковой записи указывать, например, и номер автобуса, и число пассажиров с их особенностями, и количество остановок, то кроме памяти, это поможет развить ещё и наблюдательность.

Интеллектуальные игры

Чаще всего среди игр, способных усиливать работу мозга, действующих на укрепление и активизацию памяти, называют шахматы, карты (покер), шашки. Если рядом не оказывается достойного соперника и развитие останавливается, стимуляция работы мозга может быть обеспечена созданием для себя более жёстких условий игры: сокращением времени на ход, форой в перевесе и т. д. Но мозг можно тренировать и любыми другими играми. Например, можно упаковывать вещи в сумку оптимальным способом (у кого из участников соревнования поместиться больше, тот и выиграл) или по памяти называть предметы, которые ведущий выкладывает на столе.

Изменение привычек

Смена основной руки в повседневных бытовых процессах позволяет активизировать для этого вторую половинку мозга и стимулирует её развитие. Для этого достаточно держать вилку, чистить зубы, писать не той рукой, которой привык, а менее «умелой». Хорошо влияет на развитие мозга и отказ от привычного маршрута следования на работу или расширение списка посещаемых магазинов.

Расширение чувственного восприятия

Пусть даже искусственно увеличенный объём поступающей информации тренирует мозг как инструмент. Чем больше органов чувств участвует в процессе обработки информации, тем большую активность проявляет мозг и тем проще будет запомнить всё, что связано с новым материалом. Для быстрого и простого запоминания предмета или события психологи рекомендуют включить все органы чувств – пощупать, понюхать, попробовать на зуб, рассмотреть и послушать предмет или связать с чувственными ассоциациями произошедшее событие.

Таблетки для улучшения мозговой деятельности и памяти

Умение запоминать и осваивать информацию — это способность, которая нужна абсолютно каждому человеку. Обладать подобным навыком можно лишь тогда, когда не подводит память. Если поступающие данные быстро обрабатываются и запоминаются, человек имеет ясный ум, может многого достичь.

Хорошая память нужна всем. Она помогает школьникам и студентам быстро осваивать учебный материал и успешно проходить экзамены, работникам различных сфер справляться с возложенными на них должностными обязанностями и квалификационными проверками, а пожилым людям поддерживать активную мозговую деятельность и прибывать в хорошей физической форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector